2 дня назад
·
109
Лучший
К.б.н., преподаватель. Зоология, филогенетика, биоэкология, онтогенетика, гидробиология... · 2 дня назад
Ну, о растениях здесь говорить не будем, поскольку ничего, хотя бы отдаленно напоминающего "мозг" или даже примитивнейшую "нервную сеть", у них не обнаруживается.
В составе центральной нервной системы человека встречаются нейроны разных размеров. Тело самых небольших нервных клеток (малых зернистых) в диаметре составляет 5 мкм, а самые крупные нервные клетки могут достигать размера в 100 мкм и более, например, гигантские пирамидные нейроны коры больших полушарий (до 120-150мкм), клетки Пуркинье (60 - 70 мкм). Размеры отростков нейронов также различны. Дендриты (ветвящиеся отростки, проводящие нервный импульс к телу клетки) обычно короче аксона, их длина оценивается в несколько миллиметров (в среднем - 0,5 - 1 мм). Аксоны же (=отростки, проводящие потенциал действия от тела нейрона, обычно к эффектору) часто имеют длину в несколько сантиметров, иногда в несколько десятков сантиметров. Например, аксон двигательной нервной клети (мотонейрона), расположенной в спинном мозге, способен "дотягиваться" до мышцы ноги или руки, достигая 1 м и более.

В мантии кальмаров обнаружены гигантские нервные клетки, у которых аксоны достигают 0,2-1,0 мм в диаметре и 5-10 см в длину. Эти нейроны участвуют, в частности, в обеспечении реактивного движения головоногого моллюска: сокращении мускулатуры мантии и, соответственно, выталкивании воды из мантийной полости.

Схематическое изображение взрослого кальмара с отмеченной нервной системой и некоторыми другими органами: OL — зрительная доля мозга; GL — жабры; HE — сердце; SG — звездчатый ганглий; GFL — доля звездчатого ганглия; EP — эпителий; SN — мелкие нервы; GA — гигантский аксон. Рисунок из статьи Isabel C Vallecillo-Viejo et al., 2020. Spatially regulated editing of genetic information within a neuron

Гигантские нейроны, подобные нейронам кальмара, выявлены и у представителей заднежаберных и легочных брюхоногих моллюсков. Можно добавить, что гигантские нейроны моллюсков используются как модельные объекты при изучении функциональных особенностей структурных элементов нервной ткани. А изолированные нейроны прудовика, помещённые в питательную среду, способны оставаться живыми в течение нескольких недель (!).

Интересные материалы по теме: